«УТВЕРЖДАЮ» заведующий МАДОУ детский сад №2 «Тополек» Г.Ю. Сулейманова Приказ №25 от «30» августа 2023 г. Учебный план МАДОУ детский сад №2 «Тополек» общеразвивающего вида с. Красноусольский МР Гафурийский район РБ на 2023 – 2024 учебный год Рассмотрено и принято на педагогическом совете №1 от «30» августа 2023 г. Красноусольский-2023 г. Пояснительная записка Учебный план разработан для МАДОУ детский сад №2 «Тополек» общеразвивающего вида с.Красноусольский МР Гафурийский район РБ в соответствии с п.9 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Является локальным нормативным актом, регламентирующим образовательную деятельность ДОО и, гарантирующим ребенку получение комплекса образовательных услуг. Учебный план воспитательно – образовательного процесса ДОО на 2023 – 2024 учебный год разработана как часть образовательной программы в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного образования»; Образовательной программой дошкольного образования; Образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, прошедшей общественную экспертизу и включенной в Навигатор образовательных программ дошкольного образования на сайте Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (http://www.firo.ru/?page_id=11684); Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»№ 28 от 28.09.2020г.; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»; Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249; Уставом образовательной организации и лицензией на осуществление образовательной деятельности по программам дошкольного образования. Учебный план устанавливает перечень образовательных областей, объем учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности с обучающимися детьми дошкольного возраста, а также комплексирование программ и технологий, дающее возможность ДОО выстраивать образовательный процесс на принципах дифференциации и вариативности. В учебном плане МАДОУ детский сад №2 «Тополек» общеразвивающего вида представлено распределение объема недельной, месячной и годовой образовательной нагрузки. В основу учебного плана положен комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Таким образом, организованная образовательная деятельность рассматривается как важная, но не преобладающая форма организованного обучения детей. В работе с детьми используются различные формы работы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная, которые применяются с учетом возраста и уровня развития ребенка, а также сложности программного и дидактического материала на основе социо игровых подходов и интегративной технологии. Формы организации (по Н.А.Виноградовой) Фронтальная Особенности Работа со всей группой, единое содержание. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком трудности в индивидуализации обучения Групповая (индивидуальноколлективная) Группа делится на подгруппы. Число занимающихся может быть разным — от 3 до 8, 10 в зависимости от возраста и уровня обучаемости детей. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, уровни развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения Индивидуальная Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничество с другими детьми. Во всех возрастных группах непрерывная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики переутомления детей её сочетают с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественноэстетическое развитие детей. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (с учетом видовой принадлежности учреждения, культурной и демографической специфики, а также климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс, образовательными потребностями воспитанников и родителей, традиций и возможностей педагогического коллектива. Обязательная часть обеспечивает выполнение не менее 60% Образовательной программы дошкольного образования (в данном случае программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой (издание 4-е, перераб. М.: МозаикаСинтезг.). В обязательную часть плана включены четыре образовательных области, обеспечивающее социально-коммуникативное, физическое, речевое, познавательное развитие детей. Образовательные области соотносятся с образовательными модулями программы «От рождения до школы». Часть, формируемая участниками образовательных отношений разработан с целью обеспечения вариативности дошкольного образования за счет привлечения парциальных образовательных программ, реализации приоритетного направления деятельности (художественноэстетического развития детей), а также регионального компонента – «Академия детства»» по принципу дополнения Программы новым образовательным содержанием. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% общего объема «Образовательной программы дошкольного образования» МАДОУ детский сад №2 «Тополек» общеразвивающего вида с.Красноусольский МР Гафурийский район РБ. 2023 – 2024 учебный год в ДОО начинается 1 сентября 2023 г. и заканчивается 31 мая 2024 г. и составляет 36 учебных недель. С 01 июня 2024 года по 31 августа 2024 года - летний оздоровительный период, во время которого с детьми проводятся организованные формы работы физической и художественно-эстетической направленности, развлечения, тематические досуги, проектная деятельность в рамках тематических недель, в соответствии с направлениями развития детей дошкольного возраста. В летний период не предусмотрено проведение непрерывной образовательной деятельности. В середине учебного года (последняя неделя декабря) организуются зимние каникулы, во время которых проводится непрерывная образовательная деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальная, двигательная, изобразительная). В конце учебного года (последние две недели апреля) организуется мониторинг становления показателей развития личности ребенка (педагогическая диагностика). Таким образом, продолжительность учебного года по организации непрерывной образовательной деятельности, направленной на познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие составляет 33 учебных недели, а физического и художественноэстетического – 34 учебных недели. Так как в августе 2023 г. заканчивается комплектование группы для детей раннего возраста, то в первые две недели сентября предусмотрен адаптационный период, во время которого непрерывная образовательная деятельность с детьми не проводится, следовательно, продолжительность учебного года во второй группе раннего возраста по организации непрерывной образовательной деятельности, направленной на познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие, составляет 31 учебную неделю, а физического и художественно-эстетического – 32 учебных недели. На 1 сентября 2023 г. в ДОО сформировано 8 возрастных групп общеразвивающей направленности, укомплектованных в соответствии с возрастными показателями: - Вторая группа раннего возраста «Гномики» (1,5 -3 года); - Младшая группа «Кроха» (3 – 4 года); - Средняя башкирская группа «Цветочки» (4 - 5 лет); - Средняя группа «Звездочка» (4 – 5 лет); -Старшая группа «Облачко» (5 - 6 лет); - Старшая башкирская группа «Бабочки» (5 – 6 лет); - Подготовительная группа «Золотинка» (5 - 6 лет); - Подготовительная группа «Солнышко» (6 – 7 лет). Возрастные образовательные нагрузки Продолжительность организованной образовательной Вторая группа Младшая группа Средняя группа Старшая группа раннего возраста (4-й год жизни) (5-й год жизни) (6-й год жизни) (1,5-3 лет) Требования к организации воспитательно-образовательного процесса (в соответствии с п. 11 СанПиН 2.4.1.3049-13) Не более 10 минут Не более 15 минут Не более 20 минут Не более 25 минут Подготовительная группа (7-й год жизни) Не более 30 минут деятельности Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня Образовательная деятельность во второй половине дня после допускается осуществлять образовательную деятельность в 1-ю и во 2-ю половину дня по 8-10 минут 30 минут 40 минут _ _ 45 минут 1,5 часа продолжительностью не более 25-30 минут дневного сна В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность статического характера, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Организация организованной образовательной деятельности (далее ООД) в соответствии с учебным планом ДОО Возрастная группа Вторая группа раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) Младшая группа (от 3-4 лет) Средняя группа (от 4 до 5 лет) Старшая группа (от 5 до 6 лет) Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) Продолжительность Недельная Примечание ООД образовательная (минут) нагрузка (Количество ООД) 10 10 В середине времени, отведенного С детьми раннего возраста проводится по на ООД статического характера, две НОД в день: одна в первую половину дня, проводят физкультминутку. вторая - во вторую, по подгруппам и Перерывы между периодами ООД фронтально – не менее 10 минут. ООД, (Музыка) 10 15 требующая повышенной Общая продолжительность ООД в первую познавательной активности и половину дня составляет 30 и 40 минут соответственно. Форма организации умственного напряжения детей 10 20 проводится в 1 половину дня и фронтальная наиболее высокой дни 13 20 и 25 работоспособности (вторник, Общая продолжительность ООД в первую среду). Для профилактики половину дня составляет 45. ООД во 2-ю утомления детей она сочетается с половину дня организуется 4 раза в неделю, продолжительностью 25 минут. Форма ООД, направленной на физическое организации фронтальная и подгрупповая и художественно-эстетическое развитие детей Общая продолжительность ООД в первую 14 30 половину дня составляет 1,5 часа. ООД во 2ю половину дня организуется 1 раза в неделю, продолжительностью 30 минут. Форма организации ООД фронтальная Примерное планирование воспитательно-образовательной работы по пятидневной неделе Расписание организованной образовательной деятельности включает следующие виды детской деятельности и их периодичность Вид деятельности Физическая культура в помещении Физическая культура на воздухе Ознакомление с окружающим миром Формирование элементарных математических представлений Речевое развитие Конструктивномодельная деятельность Познавательноисследовательская деятельность Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) Музыка Всего: Вторая группа раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) 2 Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) 2 - Периодичность в неделю Средняя группа Старшая группа (от 4 до 5 лет) (от 5 до 6 лет) 2 2 Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) 2 1 1 1 1 0,75 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 0,25 1 - 1 - 2 0,5 2 0,5 - - - 0,5 0,5 2 2 2 3 3 2 10 2 10 2 10 2 13 2 14 Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности Вид деятельности Чтение художественной литературы Конструктивномодельная деятельность Игровая деятельность Формирование элементарных математических представлений Общение при проведении режимных моментов Дежурства Прогулки Вторая группа раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) ежедневно Младшая группа (от 3 до 4 лет) Периодичность в неделю Средняя группа Старшая группа (от 4 до 5 лет) (от 5 до 6 лет) ежедневно ежедневно ежедневно Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) ежедневно 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю ежедневно 1 раз в неделю ежедневно 1 раз в неделю ежедневно -- ежедневно - ежедневно - ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей Вид деятельности Самостоятельная игра Познавательноисследовательская деятельность Самостоятельная деятельность детей в центрах развития Наименование ООД Периодичность в неделю Вторая группа раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) ежедневно ежедневно Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) Средняя группа (от 4 до 5 лет) Старшая группа (от 5 до 6 лет) Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Учебный план для детей 1,5 – 5 лет Вторая группа раннего Младшая группа возраста от 3 до 4 лет от 1,5 до 3 лет Количество ООД нед. мес. нед. мес. год Средняя группа от 4 до 5 лет год нед. мес. год 33 1 4 33 1. Обязательная часть Познавательное развитие* Ознакомление с окружающим 0,75 3 22 1 4 миром (ОКМ) Формирование элементарных 1 математических представлений (ФЭМП) Всего по познавательному 1,75 развитию Речевое развитие Речевое развитие 2 Художественно-эстетическое развитие Конструктивно-модельная 0,25 деятельность Физическое развитие** Физическая культура 2 Всего по обязательной части: 6 4 31 1 4 33 1 4 33 7 53 2 8 66 2 8 66 8 62 1 4 33 1 4 33 1 9 8 24 64 189 3 6 12 24 102 201 3 6 12 24 102 201 8 8 16 40 68 68 136 337 2 2 4 10 8 8 16 40 68 68 136 337 2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений (ЧФО) Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность 2 8 64 Музыка 2 8 64 Всего по ЧФО: 4 16 128 Общее количество НОД 10 40 317 Примечание *В месяц из 7 видов организованной образовательной деятельности ООД) в образовательной области «Познавательное развитие» проводятся: 3 – ознакомление с окружающим миром (ОКМ) (2- предметное окружение и социальное окружение, 1- ознакомление с природой); 4 – формирование элементарных математических представлений (ФЭМП). Продолжительность учебного года по организации ООД, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие 2 2 4 10 * В месяц из 8 видов ООД в образовательной области «Познавательное развитие» проводятся: 4 – ОКМ: (3 - предметное и 4 – ОКМ: (2 – предметное и социальное окружение, 1 - социальное окружение, ознакомление с природой); 2 - ознакомление с природой); 4 – ФЭМП. 4 – ФЭМП. составляет 32 учебных недели, а на познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие - 31 учебную неделю (с учетом каникул и адаптационного периода). Продолжительность учебного года по организации ООД, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие составляет 34 учебных недели, а познавательное и речевое - 33 учебных недели (с учетом каникул). **ООД по «Физической культуре» с детьми второго, третьего, четвертого и пятого года жизни организуется в помещении. Учебный план для детей 5 – 7 лет Наименование ООД Старшая группа от 5 до 6 лет Количество ООД в неделю в месяц в год I. Обязательная часть Познавательное развитие* 2,5 10 Познавательно-исследовательская 0,5 2 деятельность (ПИД) Ознакомление с окружающим миром (ОКМ) 1 4 Формирование элементарных математических 1 4 представлений (ФЭМП) Речевое развитие 2 8 Художественно-эстетическое развитие 0,25 1 Конструктивно-модельная деятельность (КМД) 0,25 1 Физическое развитие ** 3 12 Всего по обязательной части: 7,75 31 II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений (ЧФО) Художественно-эстетическое развитие 5 20 Изобразительная деятельность 3 12 Музыка 2 8 Подготовительная группа от 6 до 7 лет в неделю в месяц в год 81 15 3,5 0,5 14 2 115 16 33 33 1 2 4 8 33 66 66 9 9 102 258 2 0,5 0,5 3 9 2 2 12 36 66 17 17 102 300 170 102 68 5 3 2 20 12 8 170 102 68 8 Всего по ЧФО: 5 20 170 5 20 203 Общее количество ООД 13 52 428 14 56 503 Примечание * В месяц из 10 видов непрерывной образовательной деятельности (НОД) * В месяц из 14 видов (НОД) в образовательной области «Познавательное в образовательной области «Познавательное развитие» проводятся: развитие» проводятся: 2 - познавательно-исследовательская деятельность; 2 - познавательно-исследовательская деятельность; 4 – ознакомление с окружающим миром, в т.ч. 1 - предметное окружение; 4 – ознакомление с окружающим миром, в т.ч. 1 - предметное окружение; 1 – явления окружающей жизни; 2 – ознакомление с миром природы); 1-явления общественной жизни; 2- ознакомление с миром природы; 8-4 – ФЭМП. ФЭМП ** Одна из 3-х ООД в образовательной области «Физическое развитие» круглогодично проводится на открытом воздухе. Продолжительность учебного года по организации ООД, направленной на познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие составляет 33 учебных недели, физического и художественно-эстетического развития – 34 учебных недели (с учетом каникул) Расчет частей образовательной программы Механизм подсчета объёма обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений основан на учёте количества организованной образовательной деятельности 100% - общее количество ООД Х% - объём ООД, предусмотренных на часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную) Например: Всего – 14 ООД в неделю в подготовительной группе, из них 5 ООД приходится на вариативную часть, таким образом, определяем объём вариативной части: 14 НОД – 100 % 5 НОД – X% Расчет: 5 × 100: 14 = 40% объем части программы, формируемой участниками образовательных отношений в подготовительной группе. Группы Всего ООД в соответствии с учебным планом Расчет объемов частей Программы Всего ООД по Всего ООД по ЧФО обязательной части учебного плана учебного плана (количество) Объём обязательной части (%) Объем части, формируемой участниками Вторая группа раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) Младшая группа (от 3 до 4 лет) Средняя группа (от 4 до 5 лет) Старшая группа (от 5 до 6 лет) Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) (количество) (количество) образовательных отношений (%) 10 6 4 60 40 10 6 4 60 40 10 6 4 60 40 13 7,75 5,25 60 40 15 9 6 60 40